Венчание

Обручение. Венчанию предшествует обручение. Раньше обручение и венчание могли совершаться в разное время. Юноша и девушка принимали решение создать семью, и свидетельствовали об этом перед Богом и людьми, обмениваясь обручальными кольцами. Став женихом и невестой, они могли еще в течение некоторого времени испытать свои чувства, утвердиться в своем намерении. В наше время принято венчаться сразу же по обручении.

Обручение совершается у самого притвора, при входе в храм. Жених и невеста еще не стали единым целым, но намерены стать и готовятся к этому.

Отверзаются Царские Врата и из алтаря выходит священник, облаченный в белые ризы. Подойдя к «новоневестным», трижды осеняет их крестным знамением, вручает зажженные свечи и кадит их.

Не каждому известно, что из всех возможных почестей, которые можно воздать человеку, каждение - высшая. На самом деле такая честь подобает только Богу, но человек - образ Его. Каждый раз, когда в храме, покадив иконы, священник или диакон кадит нас, будем вспоминать, что мы - образ Божий, что наша жизненная задача - уподобиться своему Творцу.

Жених и невеста должны стремиться всю жизнь приближаться друг ко другу так, чтобы их единство все более и более уподоблялось единству Лиц Святой Троицы. Именно в семье, в малой церкви, получает человек возможность начать учиться этому единству. Сначала учатся этому двое, а потом учат и тех чад, которых пошлет им Господь.

Зажженные свечи - символ многозначный. Свеча изготовляется для того, чтобы гореть и светить. Человек сотворен, чтобы любить. Пока свеча не загорелась, то как бы и не живет. Она «оживает» загоревшись. Человек же по-настоящему живет в той мере, в какой любит. Любовь к Богу и любовь к ближнему - вот чего ждет от нас Создатель. Вот об этом и молимся мы сначала в чине обручения, а затем и венчания:

«О еже низпослатися им любви совершенней, мирней, и помощи, Господу помолимся».

Во время обручения, надевание перстней означает важнейшую перемену в жизни готовящихся вступить в брак.

Обручение завершено. Священник ведет жениха и невесту в центр храма. Здесь, перед аналоем, на котором лежат Евангелие и Святой Крест произойдет самое главное. Движение от притвора к центру храма - начало того пути, который предстоит пройти им вместе. Вся наша жизнь - непрестанное движение, все мы идем, но всегда ли хорошо понимаем, куда. Главным указателем жизненного пути христианина должны быть слова Христа: «Я есмь путь и истина и жизнь…» (Иоан.14:6)

И, ведя молодых в центр храма, священник поет стихи 127 псалма: «Блажени вси боящиеся Господа…» Страх Божий - радостное чувство, не имеющее ничего общего с обычным страхом, в котором, разумеется нет ничего радостного. Благоговение перед Господом - залог семейного счастья. Все доброе, чего ждет человек от супружества, пошлет Бог боящемуся Господа. Будет и любовь и главное украшение любой семьи - дети. «Ты будешь есть от трудов рук твоих: блажен ты, и благо тебе! Жена твоя, как плодовитая лоза, в доме твоем; сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей: так благословится человек, боящийся Господа! Благословит тебя Господь с Сиона, и увидишь благоденствие Иерусалима во все дни жизни твоей; увидишь сыновей у сыновей твоих. Мир на Израиля! (Пс.127:2-6)

На аналое Крест и Евангелие. Евангелие символизирует присутствие здесь Христа. Иисус Христос пообещал Своим ученикам: «…Где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них» (Матф.18:20).

Рядом с Евангелием на аналое лежит Святой Крест. Крест - знак любви Христовой. «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Иоан.15:13). Знамением такой любви к нам Христа является Крест. Любовь супругов - отражение, а точнее преломление Божественной любви. Мы просим Божией помощи, чтобы отношения между супругами-христианами действительно были достойны называться этим самым прекрасным на свете словом - ЛЮБОВЬ. Ведь это не просто слово, это одно из имен Божиих. Именно такой любви, готовой положить душу свою за любимого, должны мы научиться в семье и научить своих детей.

Свободный союз. Теперь, когда уже таинство вот-вот совершится, священник задает жениху и невесте самые последние вопросы: «Имеешь ли, имярек, произволение благое и непринужденное, и крепкую мысль, взять себе в жену сию имярек, ее же здесь пред тобою видишь?» Этот вопрос напоминает нам о важнейшей христианской ценности - свободе. Каждое слово в этом вопросе веско.

«Произволение благое…», то есть доброе, не продиктованное никаким низким расчетом.

«Произволение непринужденное…», то есть совершенно свободное, никем не навязанное, продиктованное только твоим сердцем и разумом. Только доброе и никем не навязанное взаимное решение двоих может стать основой гармоничной семьи.

Звучит второй вопрос: «Не обещался ли еси иной невесте (или мужу, когда обращаемся к женщине)»? Все должно быть по-честному. Во всю совместную жизнь должно супругам всеми силами избегать обмана. Тем более недопустим он в самом начале пути.

После того, как священник получил утвердительные ответы на оба вопроса, наступает время приступить к главному. Священник возглашает: «Благословенно Царство Отца и Сына и Святаго Духа ныне и присно и во веки веков». Каждый православный должен знать, что вообще-то этим возгласом начинается самое главное наше богослужение - Божественная литургия. Почему же и венчание начинается так же? Во-первых, в древности венчание органично входило в литургию и лишь позже стало совершаться отдельно. Но не только об этой древней связи напоминает нам возглас, но о том стремлении, о той высшей цели, ради которой должен жить каждый настоящий христианин, той, о которой Господь сказал так: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его…» (Матф.6:33) Жизнь имеет смысл только если она - дорога в Царство. Теперь этот путь супруги будут совершать вдвоем. Звучит Мирная ектенья, в которой Церковь просит у Бога для новобрачных спасения, «о еже податься им целомудрию и плоду чрева на пользу…, возвеселитися им видением сынов и дщерей…»

Священник произносит три молитвы, в которых испрашивает для молодых всех возможных житейских и духовных благ, вспоминая те супружеские пары, о которых рассказывает нам Священное Писание и которые могут служить примером любви и верности: Авраама и Сарру, Исаака и Ревекку, Иакова и Рахиль, Хазарию и Елизавету и др.. И затем приносятся венцы.

Венчается раб Божий…

Венец

Священник надевает венец на главу жениха со словами: «Вечается раб Божий имярек рабе Божией имярек во имя Отца и Сына и Святаго Духа, аминь.

Затем с этими же словами венчает главу невесты.

Надевая на головы молодых венцы, мне хочется пожелать каждому из них в конце земной жизни иметь право сказать то, что сказал о себе апостол Павел: «Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2Тим.4:7,8).

Надев на головы будущих супругов брачные венцы, священник произносит слова, после которых они уже перестанут быть будущими, а станут настоящими супругами.

«Господи Боже наш, славою и честию венчай их».

Трижды произносятся эти слова, и трижды священник благословляет супружескую чету.

Свершилось. Дело человеческое стало делом Божиим. Слава и честь, которых мы просим для супругов у Бога - это совсем иного рода слава и честь, чем те, которых ищут люди у людей. Суетна, преходяща и непрочна всякая человеческая слава. «Яко подобает Тебе всякая слава, честь и поклонение…» - неоднократно повторяет Церковь во время богослужений. Только Слава Божия - подлинная Слава. А человек прославляется в той мере, в какой прославляет он Бога. Святой мученик Ириней Лионский сказал: «Слава Божия - человек, живущий полной жизнью». Вот к этой полноте жизни, полноте любви и правды призваны супруги, и тогда их совместная жизнь действительно увенчается СЛАВОЮ и ЧЕСТЬЮ.

Муж да любит…

Жена да боится…

Теперь, когда таинство совершилось, Церковь предлагает супругам услышать отрывки из Священного Писания, в которых говорится о смысле происходящего сейчас и того, что ждет их в дальнейшем. Сначала читается отрывок из послания апостола Павла к Ефесянам. Приведем его по-русски почти целиком:

Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела.

Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем.

Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его.

Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть.

Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви.

Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.

(Еф.5:20-33)

Апостол сравнивает семью с Церковью. Семья - малая Церковь. И отношения между мужем и женою должны быть образом отношений между Христом и Церковью. Христос возлюбил Свою Церковь «даже до смерти крестной». Подобной любовью да любит жену свою, а затем и детей муж. «А жена да боится своего мужа». Сколько едких и саркастических высказываний звучало по поводу этого стиха из уст тех, кто пытался доказать, что христианство якобы унижает женщину. Но нет здесь ничего унизительного для тех, кто правильно понимает слова апостола. Если семья - малая Церковь и муж - образ Христа, то страх перед мужем - образ страха Божия, который совсем иного рода, чем любой другой страх. Мы уже говорили выше, что страх Божий - чувство радостное и светлое. Подобен ему тот страх перед мужем. Страшно причинить боль любимому, обидеть его… И еще бояться мужа - всегда помнить: он - главный, его слово - решающее. В той семье, где ни дети, ни жена этого не понимают, едва ли возможно обрести мир и гармонию.

Доброе вино

Вслед за Апостолом читается Евангелие, рассказывающее о самом первом чуде, которое совершил Иисус Христос:

… был брак в Кане Галилейской, и Матерь Иисуса была там. Был также зван Иисус и ученики Его на брак. И как недоставало вина, то Матерь Иисуса говорит Ему: вина нет у них. Иисус говорит Ей: что Мне и Тебе, Жено? еще не пришел час Мой. Матерь Его сказала служителям: что скажет Он вам, то сделайте.

Было же тут шесть каменных водоносов, стоявших [по обычаю] очищения Иудейского, вмещавших по две или по три меры.

Иисус говорит им: наполните сосуды водою. И наполнили их до верха.

И говорит им: теперь почерпните и несите к распорядителю пира. И понесли.

Когда же распорядитель отведал воды, сделавшейся вином, - а он не знал, откуда [это вино], знали только служители, почерпавшие воду, - тогда распорядитель зовет жениха и говорит ему: всякий человек подает сперва доброе вино, а когда напьются, тогда худшее; а ты хорошее вино сберег доселе.

Так положил Иисус начало чудесам в Кане Галилейской и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его.

(Иоан.2:1-11)

Знаменательно, что самое первое Свое чудо Господь совершил во время брачного пира. Одно это достаточно ясно говорит о том, как высок брак в глазах Божиих. На том браке, который благословил в Кане Галилейской Христос, вода превратилась в вино. Да не просто в вино, а в «доброе» вино, что вызвало такое удивление у распорядителя пира.

Затем произносится сугубая ектенья, молитва и просительная ектенья, которая завершается общенародным пением молитвы «Отче наш». Это молитвенное обращение к Небесному Отцу, столь частое в устах и сердцах верующих, сейчас, в устах новобрачных, имеет особый смысл. Любящие друг друга супруги предстоят перед общим Отцом, для Которого они - любимые дети.

Затем приносится и благословляется чаша с вином - одна на двоих. Раньше, когда венчание органично входило в литургию, это была Евхаристическая Чаша. Супруги вместе причащались Святых Тела и Крови Христовых, а мы знаем, что нет в мире более тесного единения со Христом и друг со другом, чем то, к которому приобщаются причащающиеся «со страхом Божиим и верою». Теперь, когда венчание совершается отдельно от литургии, пусть это вино еще раз напомнит о чуде в Кане Галилейской, а общая чаша станет образом общей жизни. Все теперь общее. И радости и печали. Мы просим у Бога любви. В настоящей любви осуществляется призыв апостола Павла: «Радуйтесь с радующимися и плачьте с плачущими» (Рим.12:15). Образом такой любви и является «общая чаша».

Под пение тропарей священник трижды обводит супругов вокруг аналоя, на котором лежит Евангелие. Впереди себя священник несет крест. Во время этого крестного хода уместно вспомнить слова Спасителя: «…Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мар.8:34). Без самоотверженности невозможно следование за Христом, а семья - лучшая школа самоотверженности. Шествие проходит вокруг аналоя с Евангелием в знак того, что Евангелие должно будет находиться в центре всей семейной жизни. Круг - знак бесконечности. Тот совместный путь, который начали супруги, не должен завершиться никогда. Любовь до гроба - не христианское выражение. Гробовая доска - не преграда для любви, а дверь, за которой она станет еще полнее и совершеннее.

Завершается венчание снятием венцов и заключительными благословениями. Теперь нужно стремиться к достижению иных венцов, нетленных. Церковь благословляет мужа иконой Спасителя. Икона эта вручается ему, чтобы напоминать: семья - малая церковь, здесь невидимо присутствует Христос; видимым же Его образом для жены должен быть муж, для детей - отец. А жене вручается икона Богородицы, чтобы она подражала Ее чистоте, смирению, кротости и любви, светила этими добродетелями мужу, являла пример детям.

Христианская семья, повторим еще раз, - малая церковь. Она сможет ею оставаться только в том случае, если будет органично соединена с «Большой Церковью». Совместное участие мужа и жены, а затем и детей, в церковных богослужениях, и особенно в литургии, регулярная исповедь, причастие - все это необходимо, чтобы благодатные дары, полученные супругами в таинстве, не были утеряны, а принесли плоды.

Что покупать к венчанию:

  • Свечи венчальные - 2 шт.
  • Иконы венчальные (Спасителя и Божией Матери)
  • Плат (нарядное белое полотенце)
  • Платочки для свечей (чтобы не пачкать воском руки)
  • Кольца венчальные (могут быть золотыми или серебряными)

Наверх Свято-Успенский Собор Украинской Православной Церкви, Днепропетровск, Успенская площадь, 16 | +38 (056) 745 05 50
ПАО КБ Приватбанк, МФО 305299, код ЕГРПОУ 35863137, р/с 26008060193231
Наша 8 почта: ekaterinoslav.org@gmail.com